Как приготовиться к исповеди

Тут нет ничего особенно сложного, кроме того, что нужно переступить через себя любимого, через свою гордыню, и с открытым сердцем и душою прийти на исповедь. Но будте осторожны: к сожалению могут найтись люди готовые надругаться над открытой израненной душой, поэтому выберите куда Вы пойдете исповедоваться — поспрашивайте знакомых верующих, сами посмотрите своими глазами и сердцем. Чтобы потом не было мучительно больно, когда над Вами надругаются на таком святом деле как исповедь — я пишу это для того, чтобы Вы не имели искушений через многочисленных неискусных современных духовников — особенно из тех, которые «строгие». Я никого не хочу осуждать — просто это имеет место и через такое отношение многие отпали от духовной жизни, вместо того, чтобы облегчить душу от грехов и получить благодатное укрепление для дальнейшей христианской жизни.
Как готовиться к исповеди — если исповедь не сопряжена с Причащением, то особой молитвенной и постовой подготовки нет — молимся, постимся как обычно, читаем Писание и ту литературу, которая может помочь нам поисповедоваться. Тут же предостерегаю от книжек типа «Русь покайся» и многостраничных списков грехов, которые раньше ходили в машинописи, и теперь даже издаются — проку нет, и к покаянию они не приводят — а чаще к отчаянию от невозможности все грехи и грешки припомнить и раскаяться в них. запомните — ИСПОВЕДЬ ЭТО НЕ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ, а сокрушение сердца до ненависти к своим грехам и дурным наклонностям (страстям), желание приобрести совершенную любовь к Богу и ближнему и жить, по возможности не повторяя прошлых грехов и при Божией помощи не делая новых и не приобретая новых страстей.
Вот отсюда может быть ясно о чем молиться, готовясь к исповеди — во первых: чтобы Господь дал дух сокрушения и самоосуждения: во-вторых: чтобы Господь открыл нам действительно содеянные нами грехи и показал те страсти, которые в нас есть: в-третьих: чтобы Он уберег нас впредь от всякой скверны.
Можно за несколько дней до намечаемой исповеди постараться выписывать грехи на листочек — потом перед исповедью, накануне — еще раз проанализировать их и в чем можно обобщить. чтобы не перегружать своей устной исповеди перед священником. На самой исповеди листочком можно пользоваться — или как уж там заведено в том храме, где будете исповедоваться — одни сами от себя говорят устно, другие читают по бумажке (что не есть очень красиво), третьи дают листок с грехами священнику — он сам прочитывает, задает, если нужно вопросы.
Перед исповедью надо в храме прослушать (то есть помолиться вместе со всеми на т. н. общей исповеди — молитвах перед частным исповеданием) — но будьте бдительны — в иных храмах этим вся исповедь и завершается — потом иерей только прочитывает над каждым разрешительную молитву и все — для тех, кто достаточно часто исповедуется и причащается, и для тех, кого данный священник знает хорошо — это может и приемлемо, но для первого раза не подходит — надо постараться найти возможность поисповедоваться индивидуально — хотя бы выпросить у батюшки 5 минут — поверьте, при должной подготовке за 5 минут можно раскрыть всю жизнь перед духовником, за это время чуткому священнику будет ясно кто перед ним, ради чего пришел и т. д.
Если мы собираемся еще и причаститься ( при этом помним, что мы можем быть допущены к Причащению на исповеди — а можем и не быть допущены не смотря на всю нашу подготовку), то обычно постимся — по Уставу положено неделю поститься сухоядением (не кушать вареного и с постным маслом) — но это писано для монашествующих — и современный человек этого не может понести — даже если ему кажется, что может — не полезно ( и не в этом суть). Современные трезвомыслящие духовники сокращают этот срок до 2-3 дней, при ослаблении качества самого поста — только по возможности не кушать скоромного — мяса, молока, яиц, сыра и т.п. если можно и рыбы. Но для болящих устава нет — как батюшка благословит. Например один современный московский духовник протоиерей Михаил разрешает поститься 1 день до причастия, если человек постится по средам и пятницам, как положено — то есть все рано получается 3 постных дня в неделю. Если еще о внешней стороне поста — супруги воздерживаются от супружеских сношений. про не супругов я вообще молчу, курящие воздерживаются от курения и т. д. Отставим на эти 2-3 дня развлечения, пустые разговоры, ТВ, мирские книги — почитаем духовное — Евангелие, Закон Божий о исповеди и Причащении, чтобы понимать к ЧЕМУ мы готовимся — напр.: Главу 6 Ев. от Иоанна, 1-2 Послания к Коринфянам, Послание к Ефесянам — так сказать Евхаристические послания. Для победы над унынием и отчаянием — 21-22 главы Откровения Иоанна Богослова. Другое важное — чтобы приступить к исповеди и Причастию в мирном состоянии духа — с Богом мы имеем надежду примириться в Таинстве исповеди. а кроме того надо ОТ ВСЕЙ ДУШИ простить всем своим обидчикам и, по возможности самому испросить прощения у тех, кого мы обижаем и кому досаждаем — особенно у своих близких, тем более, это практически легче исполнимо.

Молитвенная подготовка к Причащению
Раньше говели обычно 5-6-7 дней, посещая в эти дни утреннее и вечернее богослужение, вычитывая дома каноны — вечером в воскресенье — Ангелу-Хранителю, Покаянный Спасителю и Параклис Богородице (все каноны обычно есть в Молитвослове)и Архангелам, на вторник — Покаянный, Параклис(он же Канон молебный Богородице) и Иоанну Предтече и Ангелу-Хранителю. На среду — Одигитрии Богородице, покаянный и Ангелу-Хранителю. На четверг — Покаянный, Богородице, Святителю Николаю, Апостолам и Ангелу. На пятницу — Канон Кресту, Богородице и Ангелу, на субботу — Покаянный, Богородице канон и акафист и Ангелу-Хранителю. На воскресенье — покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю.
Каноны читаются в добавление к вечерним и ли утренним молитвам — увеличивая обычно правило ради подготовки к Причащению. А накануне Причастия — вычитывают еще Канон к Причащению, а с утра — Последование к Причащению, кроме канона, прочитанного вечером накануне.
Но в наши дни такая подготовка к Таинству Причащения почти невозможна — по многим причинам и объективного и субъективного характера. Даже читая о Св. Иоанне Кронштадтском, можно заметить, что приезжавшие к нему особенно не говели — постились только накануне службы, и вечером обычно вместе читали и слушали Последование к Причащению. А причащаться Святой Батюшка благословлял часто — многим даже каждый день. Вообще древние Христиане причащались если не каждый день, то 3-4 раза в неделю — для них это действительно был Хлеб Насущный, без которого «жизни не имели в себе» (Ио. 6 гл.). Говения и строгость их — плоды духовного охлаждения, когда причащаться стали раз-два в год или реже, Увы! поэтому так сказать — минимум из максимума — как можно помолиться — некоторые батюшки благословляют в течение 2-3 дней говения прибавлять к своему правилу по одному канону — в один день — Покаянный, в другой — Молебный Богородице, в третий — Ангелу-Хранителю, утром или вечером — это кому как удобно молиться. Мне же наиболее важным кажется со вниманием помолиться Последованием ко Святому Причащению — особенно теми молитвами, которые там есть — их обычно 10-13, можно заранее почитать их, просмотреть — и предварительно справиться о непонятных местах или у священника, или у знающих мирян. Для того чтобы молится осознанно и разумно, а не механически вычитывая «положенное» — это никому не надо — ни Богу, ни говеющему — хотя некоторые даже гордятся и превозносятся тем, что могут все вычитать. Увы нам грешным.

Просмотров: 1588